четверг, 8 августа 2013 г.

NABA Summer School - мое обучение в Милане

Этой весной я совершенно случайно наткнулась на портале afisha.ru на статью, посвященную летним образовательным программам и курсам за рубежом. Я давно мечтала поучиться в Европе или Америке, но серьезно заняться осуществлением этой мечты мне до сих пор не приходилось.

В статье мое внимание привлекла информация о летней школе - краткосрочных курсах в Милане, организуемых Domus Academy (Академией дизайна) и NABA (Академией изящных искусств и дизайна).

На сайте design-summer-courses.com я нашла подробную информацию о предлагаемых программах летней школы, среди которых были: Product Design, Interior Design, Fashion Design, Fashion Styling, Graphic Design, Fashion Management, Fashion Accessories Design, Designing the Shopping Experience, Visual Design, Digital Photography и другие. Продолжительность курсов 9-11 дней, стоимость обучения 1495-1750€ - в зависимости от курса. Все занятия проводятся на английском языке.

Также на сайте был объявлен конкурс на получение стипендии на обучение. Было необходимо создать творческий проект в любой технике, соответствующий сфере курса, на котором ты планируешь учиться. Competition Brief звучал следующим образом: FOOD, ENERGY, PLANET, LIFE are the theme words of the EXPOMilano 2015 and keywords on a journey to the roots of the boundaries of the future, whose common core is the idea that everyone on the planet should have access to food that is healthy, safe and sufficient. (ПИЩА, ЭНЕРГИЯ, ПЛАНЕТА, ЖИЗНЬ - тематические слова Милан ЭКСПО 2015, и ключевые слова пути к границам будущего, всеобщей сутью которого является идея того, что каждый на планете должен иметь доступ к полноценной, здоровой пище в необходимых количествах.)

10 победителям полностью покрывалась стоимость обучения на одном из летних курсов. И я решила попробовать принять участие.
Среди моих прошлых работ уже была фотография, которую можно было привязать к теме конкурса. И я буквально за 2 дня отсняла еще 2 фото для создания мини-серии, подготовила описание проекта, personal CV, а letter of motivation, заполнила NABA Summer School Application Form 2013.



Растения - источник жизни на Земле. Они являются основой функционирования биосферы. Растения участвуют в циркуляции воды, образовании атмосферы и почвы, очищении атмосферы и гидросферы от пагубных загрязнений  и  благотворно влияют на климат. Растения являются основным источником пищи для животных и человека.
Мой фотопроект представляет растения как незаменимые органы нашей планеты. Легкие позволяют Земле дышать, почки очищают планету, а мозг аккумулирует природную энергию.
Будущее Земли зависит от рационального и экологичного использования растительных ресурсов и энергии.







В середине мая мне на почту пришло письмо: Dear Maria, We are pleased to announce you that you are the winner of a full scholarship for the Summer 2013 competition " Expo 2015: Feeding the Planet, Energy for Life " for the course “Digital Photography I”.

Я безумно обрадовалась, что выиграла, но в то же время и немного сомневалась ехать мне или нет, т.к. мне до конца не верилось, что это правда!)) Но мне все сказали, что такой шанс нельзя упускать.)

Из NABA мне прислали подробную информацию с программой курса, картой Милана и списком отелей, хостелов и студенческих общежитий, в которых учащиеся курсов могут проживать во время обучения в Милане. Я забронировала отель, расположенный в 600 метрах от академии и подала документы на визу.

О NABA я нашла следующую информацию:
Расположенная в Милане - столице моды и дизайна, NABA (Nuova Accademia di Belle Arti) Новая академия изящных искусств - крупнейшая выдающаяся инновационная школа искусств и дизайна в Италии, была основана в 1980 году. В 1981 г. она была официально признана Министерством образования Италии, а в 1995 г. NABA была награждена мэром Милана сертификатом за Заслуги перед обществом. Многопрофильные курсы дизайна основаны на уникальных авторских программах и представляют собой  совмещение теоретических занятий в классе с выполнением практических проектов. В NABA проходят обучение студенты из более чем 50 различных стран.




8 июля я приехала в Милан. 9 июля по расписанию начиналось первое занятие курса “Digital Photography I”.

На входе в NABA новых студентов встречают за оформленным стендом, сверяют по спискам и выдают сумку с брошюрами с полезной информацией о городе, выставках, клубах, картой Милана и расписанием курсов.






Затем новоприбывших студентов со всех курсов собрали в общей аудитории, где рассказали общую информацию об академии, обучении, правилах проживания, ориентировании в городе, досуге и возможностях проведения свободного времени. После чего начались непосредственные занятия в аудиториях с преподавателями.



Занятия проходили в будние дни с 9 по 19 июля с 10:00 до 16:00, с 13:00 до 14:00 был перерыв на ланч. Нашим преподавателем был профессор Паоло Боррелли - итальянец с собранными в хвост полу-седыми волосами, всегда в пиджаке и рубашке, очень доступно говорящий по английски, с разборчивым акцентом.) В группе было около 20 человек, большинство студентов было из Мексики и Венесуэлы, также были студенты из Греции, Турции, США и двое русскоязычных из Казахстана. Все аудитории, конечно же, были оборудованы MAC-ами.
Первые два-три дня мне приходилось довольно внимательно вслушиваться, т.к. многие слова, произносимые на английском со специфическим итальянским, мексиканским и д.р. акцентами не сразу воспринимались моим мозгом, долгое время не практикующим иностранные языки.)) Но потом я привыкла, и даже стала ловить себя на мысли, что когда о чем-то думаю, пытаюсь сформулировать эту фразу сразу на английском.)

На первых занятиях нам рассказали общие понятия: разрешение, форматы файлов, настройки камеры, исо, выдержка, диафрагма, глубина резкости, баланс белого, показали примеры фотографий на проекторе.





Затем нам объяснили все прописные истины: понятие композиции, правило третей и золотого сечения, роль линий, точек, форм и контр-форм, ритмов, фактур и текстур, а также цвета в композиции и построении кадра. После чего нужно было выполнить домашнее задание и принести около 10 фотографий, желательно с абстрактными композициями, в которых бы использовались вышеперечисленные приемы.

На следующем занятии мы  показывали на проекторе свои фото, Паоло Боррелли кое-что комментировал по удачному использованию приемов композиции. Затем профессор повел всю нашу группу на местный продуктовый рынок, расположенный недалеко от академии. Там мы должны были продолжить выполнение практического задания. Но я не смогла сконцентрировать свое внимание исключительно на формальных элементах - линиях, точках и ритмах, и поснимала еще и продавцов с покупателями на рынке.))






Порывом ветра опрокинуло большой зонт и развешанную на продажу одежду.


На одном из последующих занятий профессор провел лекцию с кратким обзором культовых фотографов и показал работы Rodchenko, Alfred Stieglitz, Minor White, Tina Modotti, Margaret Bourke-White, Helen Levitt, Timothy O'Sullivan, Paul Strand, Cartier Bresson, Arnold Newman, Manuel Alvarez, Man Ray, Robert Adams, Walker Evans, Robert Mapplethorpe. 

Во время дальнейших занятий мы изучали возможности Adobe Bridge, немного Adobe Photoshop и подробно возможности Camera RAW. Т.к. раньше работать в Camera RAW мне не приходилось, потому что я использую Lightroom, информация о работе с этой программой оказалась мне полезной. Профессор показывал на экране на примерах различных файлов, как действуют те или иные настройки и эффекты, мы в свою очередь также могли открывать эти файлы с общего сервера у себя на компьютерах и работать с ними в программе.
Все настройки нарочито показывались довольно грубо и утрированно. Я понимаю, что это базовый курс фотографии, и основная задача обучения, показать возможности техники и программ. Но все же, я считаю, что прививать вкус и чувство меры необходимо с первых занятий! Больше всего меня удивило, когда профессор показал эффект виньетирования, поставил его на полное выбеливание углов кадра, чтобы оставалось только изображение, заключенное в форму овала в центре кадра, и на полном серьезе сказал : " Look, this amazing effect u can use for the wedding photography! Your friends will be delighted!" Ну как такое можно всерьез советовать?? И невеста на ладошке - это тоже "very amazing"?...(
Никакого наставления в поиске индивидуального видения, умения мыслить и понимать что и зачем ты делаешь, какие эффекты для чего применяешь, которые я также ожидала получить на курсе, я не обнаружила... Была исключительно сухая техническая информация. Но ведь техника это только инструмент для реализации идеи и воплощения мысли, которая должна быть четко сформулирована и понятна самому художнику. А не просто покрутить ползунки в фотошопе и камере рав и поиграть с "amazing эффектами"!
Может быть это и не входило в программу курса, но в России я привыкла к более душевному отношению. И еще раз хочу выразить огромную благодарность своим московским преподавателям по фотографии: Андрею Рогозину, который вел у нас проф-курс рекламной фотографии и Марии Ионовой-Грибиной, у которой я обучалась на базовом курсе. Они научили мыслить, думать и понимать! Понимать, что свет, выдержка и диафрагма, постобработка - это инструменты в фотографии, которые используются для того, чтобы передать настроение, эмоции, стилистику, через нюансы и детали создать гармоничное изображение. И их нельзя делать в фотографии первостепенными, они вторичны и работают на идею. Нельзя применять "эффект ради эффекта".

Из плюсов обучения в Милане могу отметить, что техническая поддержка в NABA была на высоком уровне. Девочка из Турции, с которой я подружилась, случайно слишком далеко засунула флэш-карту от фотоаппарата в usb-разъем MAC-овского монитора, и та провалилась в недры стива-джобсовского творения безвозвратно.)) Через 5 минут прибежал мастер по техническому оборудованию, унес монитор, видимо, разобрал его, и еще через 10 минут принес обратно девочке ее спасенную флэш-карту.)) Если бы подобная ситуация случилась в моем московском институте, с флэшкой можно было бы сразу распрощаться.

Очень понравилась библиотека на территории NABA. Хорошее собрание современных книг по дизайну, фотографии и искусству на итальянском и английском языках! Вообще в Милане очень много крутых и недорогих книг по дизайну и фотографии. К концу поездки в моем чемодане лежал груз из книг кг. так на 10.))

Библиотека NABA

Установка подиума на территории NABA для презентации коллекции курса Fashion Design



Современное здание Domus академии

Часть моих трофеев))


Также очень порадовала организация различных Social Activities и проведения досуга для студентов. Всем студентам выдали карточки с персональным кодом для регистрации на сайте, где на каждый день расписаны различные вечерние мероприятия: походы в музеи, на выставки, экскурсии, вечеринки и т.д., часть из которых были бесплатными, а некоторые со скидкой и по специальной цене для студентов летних курсов.

Используя эту возможность, я побывала в Pinacoteca di Brera - одной из крупнейших галерей Милана, где представлены работы художников: Амброджио Лоренцетти, Донато Браманте, Рафаэль, Мантенья, Пьеро дела Франческа, Джентиле да Фабриано, Карпаччо, Тинторетто, Лоренцо Лотто и др.



Реставрация картин в Pinacoteca di Brera



Также мне удалось побывать в Vico Magistretti Studio Museum - студии-музеи известного итальянского промышленного дизайнера, дизайнера интерьеров и архитектора Вико Маджистретти, который жил и работал там вплоть до самой смерти в 2006 г.
Вико считал, что: «Самое главное в дизайне — это концепция, выраженная в быстрых зарисовках. Дизайн — это концептуальный процесс, имеющий более тесную связь с реальностью, нежели архитектура, т.к. «живет вместе с людьми». Он создавал исключительно лаконичные и функциональны вещи, основанные на геометрии, без применения какого либо декора. Многие из разработанных им технологий копируются и широко используются современными производителями.



Настольные лампы Eclisse. И лампа Atollo.

Переговорная комната с лампой Sonora в студии Вико.



В учебное время в течение обучения на курсах вместе с профессором мы успели посетить замок Castello Sforzesco, знаменитое кладбище Cimitero Monumentale и аквариум.

 Кладбище Cimitero Monumentale






Кроме того нам показали одно "fashion place" на Corso Como, носящее одноименное c улицей название.  Днем на 3-ем этаже здесь открыта фотогалерея Vogue Italy. На 2-ом этаже работает магазин книг по дизайну, искусству и фотографии. На 1-ом этаже расположен бутик дизайнерской одежды. Также на 1-ом этаже Corso Como во внутреннем дворике среди лиан и буйной растительности размещено кафе. Вечером здесь можно посидеть в приятной обстановке и при заказе коктейля получить бесплатный аперитив.


Модное место Corso Como на проспекте Como.


 Фотогалерея Vogue Italy в Corso Como

Фотограф Константин Суслов

Вечерние коктейли и аперитив в баре Corso Como


Крыша Corso Como

На 2-ой день после начала занятий на кусе всех новоприбывших студентов пригласили на вечеринку Welcome Party Milano Summer School at Old Fashion.





Также в Милане меня впечатлили Триеннале и Музей современного искусства, но про них  постараюсь написать потом более подробно.


Я продолжу рассказ про обучение на курсе. Итогом обучения должен был стать проект Milan Through Details, представляющий собой серию из 12-18 фотографий о том, каким нам запомнился Милан. Из напутствий, которые нам дал профессор при подготовке данного дипломного проекта было:
1. Не фотографировать знаменитые соборы Милана и прочие достопримечательности, т.к. все видели их уже много раз.) 
2. Все фотографии должны быть одного размера и расположения - вертикальные либо горизонтальные, чтобы их можно было легко постранично собрать в PDF файл.
3. При постобработке серии стараться придерживаться одного стилистического решения: например использовать холодное или теплое тонирование во всей серии фотографий.
В качестве примера он показал несколько фотопроектов своих студентов с прошлых курсов, среди которых была серия про граффити Милана; серия про различные геометрические элементы в архитектуре - люки, решетки, фрагменты окон; и серия, представляющая собой съемку людей на центральном вокзале Милана, передающая суету, движение, с частичным использованием длинной выдержки.
Лично я ждала более интересных примеров и идей по составлению фотосерий. На курсе ничего не говорилось о возможностях создания фотосерий, основанных на изучении какого-то определенного аспекта,  применения контрастов, сравнений, противопоставлений  объектов съемки, использования оригинального приема на протяжении всей серии.

Мои московские преподаватели приводили примеры фотосерий таких общепризнанных фотографов, как Hiroshi Sugimoto, который в своих фотографических сериях изучает понятие пространства и времени. В серии "Театры" ("Theatres") он снимает американские Дворцы Кино с огромным проектором по середине зала. Экспонирование кадра длится на протяжении всего фильма. На фотографии отображаются интерьеры кинотеатров и переэксонированный экран, на котором "запечатлен" весь показываемый фильм целиком.
Или Cindy Sherman, женщина фотограф, широко известная своими автопортретными постановочными сериями. Ее серия Untitled Film Stills, где она снимала саму себя, перевоплощаясь в различные образы так, что фотографии напоминали кадры из фильмов, и у зрителей возникало ощущение дежавю благодаря использованию фотографом массовых стереотипов.
Фотограф Philippe Halsman, придумавший снимать известных людей в прыжке, на счету которого около двух сотен фотографий знаменитых прыгунов: актеров, художников, фотографов, политиков, писателей и ученых.
Британская художница Gillian Wearing, которой первой в голову пришла идея снять серию с портретами встреченных ею на улице людей, держащих плакаты, где они от руки писали то, что им приходило в голову.
Bruse Davidson, снявший фотопроект Subway, в котором он исследовал нью-йоркское метро 1970-х гг., через цвет передавая настроение душной подземки.

Я считаю, что именно такие идейные фотопроекты, вошедшие в мировую историю фотографии, следует приводить в пример.

На курсах мы также не разбирали принцип отбора фотографий для серии и логическую последовательность их размещения. Многие студенты просто составили серию из лучших на их взгляд, но совершенно отличающихся по стилю фотографий.
В первую очередь, я ожидала от курса какого-то нового подхода в обучении, упор на развитие нестандартного видения и мышления, отличного от нашего российского образования. Но курс, напротив, оказался очень сухим и техничным. Все было строго по расписанию. Я не могу сказать что было плохо или не интересно, все лекции проходили про заранее спланированным и подготовленным учебным материалам, коллектив, преподаватели и персонал NABA академии всегда были очень доброжелательны и во всем помогали студентам. Мне безумно понравились музеи и выставки Милана, а также сама атмосфера студенческой жизни в академии, организация экскурсий, тусовок и прочего досуга. В Москве я за свою длинную 10-летнию студенческую жизнь такого не встречала.))
Но если расценивать полученные на курсе знания, я считаю, что всему этому можно научиться, скачав онлайн-книгу по фотошопу и руководство по работе в камера рав и немного почитав книгу "Основы композиции". Каких-то собственных, авторских мыслей и разработок профессор не пытался до нас донести, а мне хотелось бы именно этого. 
Я думала, что обучение за границей перевернет мое сознание, что у них другой, более свободный творческий подход, но этого не произошло. Я услышала все то, что уже много раз слышала за время обучения в России, и с уверенностью могу сказать, что у нас в Москве подобные знания можно получить гораздо за меньшие деньги!
Возможно, это все очень индивидуально, и зависит от преподавателя, и мне просто повезло, что в Москве я училась у людей, которые старались не только прочитать лекцию по конспекту, но и делились собственным опытом, знаниями, пытались развить индивидуальное художественное видение, отойдя от штампов, экшенов и бездумного использования модных эффектов и приемов.
Но тем не менее, я все равно безумно рада приобретенному опыту, теперь мне есть что и с чем сравнивать. Везде есть свои плюсы и минусы.))


Теперь расскажу немного о своем дипломном проекте!)
В первую неделю моего нахождения в Милане на меня произвели впечатление множественные цветные граффити на улицах города. Яркие разноцветные рисунки украшают двери, окна, стены и мосты Милана. Также меня поразило количество молодежи и людей старшего возраста с яркими сложными татуировками, занимающими большие поверхности на руках, ногах, спине или шее. При этом можно было легко встретить людей в офисной одежде, служащих или полицейских в форме, имеющих большой цветастый рисунок, набитый, к примеру, на всю руку. На мой взгляд, в России к подобному способу самовыражения относятся более предвзято.
И мне в голову пришла идея сделать серию "Графика Милана", которая состояла бы из фотографий зданий и рисунков, нанесенных на их поверхность, и портретов людей с рисунками на поверхности их кожи. Я начала уже реализовывать этот проект и сделала половину фото с домами и граффити, и начала было снимать портреты людей с татуировками, но как-то быстро перегорела. Вот все таки не люблю я фотографировать людей "живых", как они есть... подходить, общаться, объяснять зачем мне нужно их сфотографировать, о чем-то просить... Вроде бы в этом нет ничего такого, но сам процесс не доставляет мне большого удовольствия. И я решила, что творческий проект должен радовать, а если процесс его создания перестал меня радовать, то нужно остановиться!) Тем более, как я поняла потом, когда профессор показывал примеры дипломных проектов своих студентов с прошлых курсов, тема граффити уже была использована. Как говориться, если вам в голову быстро пришла какая-то идея, возможно, она лежала на поверхности, и пришла в голову не только вам одним, поэтому стоит подумать немного еще.;)

Гуляя по центру Милана среди витрин бутиков, я решила пофотографировать некоторые из них. Снимая на открытой диафрагме, я смогла получить интересные кадры с расфокусом, отражениями и бликами в стекле. Вернувшись в отель, я отобрала лучшие кадры на ноутбуке, и поняла, что эта серия мне нравится намного больше.) Затем я отсняла еще несколько кадров в последующие дни для завершения серии и применила небольшое тонирование в тенях и светах. Нужно было придумать название и описание дипломного проекта для его презентации и спича на последнем занятии. Я назвала проект "Milano Reflection".


Ниже представлены фотографии незавершенного проекта "Графика Милана", в табличках в правом нижнем углу я планировала размещать названия улиц с номерами домов и имена людей, изображенных на фото.









Дипломный фотопроект Milano Reflection

Милан - это фэшн-столица, город, который является центром модных показов, вмещает множество дорогих бутиков, эксклюзивных нарядов, манящих витрин. Но также неотъемлемой частью образа Милана является его архитектура, жизнь улиц, силуэты людей и машин. Мой фотопроект представляет собой смесь отражений витрин, манекенов и реальных людей, отражения домов и улиц, сливающихся в единое целое, позволяющее передать неповторимый облик и настроение города.








После защиты нам вручили сертификат об окончании курса Digital Photography в NABA.)





























Комментариев нет:

Отправить комментарий